Сложно представить, что зимние автошины, созданные для работы на холодных дорогах, будут вынуждены пережить жару под сорок градусов. Но для многих водителей это реальность. Колеса порой месяцами хранятся в гараже под металлической крышей, на балконе, в багажнике автомобиля или даже в ангаре с минимальной вентиляцией. В таких условиях температура воздуха способна подниматься до критических значений.
Сотрудники магазина Autoshini.Ru мы не раз сталкивались с ситуациями, когда клиент привозил резину для шиномонтажа, доставал ее из багажника, однако при осмотре её рабочие свойства оказывались далеки от заводских.
Под воздействием жары структура резиновой смеси меняется. При +40°C и выше летучие компоненты, отвечающие за эластичность, начинают испаряться быстрее, чем при умеренных температурах. Это подтверждают исследования Института полимерных материалов Университета Хельсинки, где ученые фиксировали ускоренное старение автошины в условиях искусственного нагрева.
В зимней резине применяются мягкие полимеры, рассчитанные на гибкость при минусовых значениях, и именно они сильнее страдают от перегрева. Поверхность протектора постепенно теряет микропористую структуру, уменьшается способность к сцеплению с обледенелым асфальтом, а боковины становятся более хрупкими при ударных нагрузках.
Если взглянуть на ситуацию шире, температура +40°C в нашей стране встречается чаще, чем кажется. Летние месяцы на юге России или в Сибири при ясной погоде прогревают металлические гаражи до значений за пределами сорока. Оставленная на солнце машина в условиях городской застройки создает в багажнике эффект парника. Даже застекленный балкон без проветривания способен накопить такой жар, что автошины ощущают себя в условиях промышленной печи низкой мощности.
Практика испытаний показывает, что хранение в жарком месте в течение одного сезона может изменить динамические характеристики зимней резины. Немецкий испытательный центр TÜV SÜD проводил тест, где шины после хранения в теплом складе при +40°C потеряли до четверти сцепления на льду. Представьте, вы купили премиальный продукт под брендом Gislaved, который особо популярен, о чем говорит обилие отзывов на странице https://autoshini.ru/shop/shiny-gislaved. Однако после года хранения резина показывает характеристики на уровне бюджетных китайских колес, а вам еще ездить 2-3 сезона. И это без видимых внешних повреждений, т.е. микротрещин. Выходит вы переплатили порядка 50% от стоимости комплекта, ради одного года использования?
В своей практики мы однажды проводили замеры твердости протектора на партии шин, побывавших летом в плохо проветриваемом контейнере. Результат удивил даже нас, показатель вырос в полтора раза, и цвет резины стал несколько другим. Это означает, что шины уже не работают так, как задумал производитель, а их поведение в экстренной ситуации становится менее предсказуемым.
Знание химической природы зимних смесей помогает объяснить этот эффект. В производстве применяются пластификаторы и силикаты, распределенные в полимерной матрице. При длительном нагреве эти вещества мигрируют ближе к поверхности или испаряются, оставляя протектор более жёстким. Нагрев также ускоряет процесс окисления, что ведет к микротрещинам. Усугубляет ситуацию контакт с ультрафиолетом, который разрушает связи в молекулах каучука. В итоге резина теряет эластичность и сцепление, даже если протектор выглядит глубоким.
В южных регионах, где зимы мягкие, а обилие ультрафиолета бывает круглый год, автошины деградируют в показателях несколько быстрее. Тут актуальна политика покупать бюджетные решения по типу Белшины, детальнее https://autoshini.ru/shop/shiny-belshina.
Даже при соблюдении правил хранения риск сохраняется, если температура в помещении не контролируется. Единственный способ защитить зимние колеса от перегрева, обеспечить прохладное и сухое место с постоянной вентиляцией. Это актуально не только для южных регионов. Жара в центральной полосе России, умноженная на замкнутое пространство гаража, даёт те же цифры на термометре.
Вопрос, который остаётся открытым, звучит просто, стоит ли инвестировать в премиальные продукты, а затем не соблюдать простые правила хранения? Ответ у каждого свой, но опыт и тесты показывают, что с перегретыми шинами вероятность аварии зимой, куда выше.