Себестоимость. Формула расчета.

Если не углубляться в широкие экономические термины, то формула себестоимости — сумма всех расходов предприятия до получения готового товара (услуги) заказчиком. Именно эта величина является одной из основополагающих при дальнейшем выборе цены на данный товар, что существенно влияет на спрос и окупаемость в целом.

Как рассчитать

Общая формула для любого вида деятельности выглядит так:

ПС=ПЗ+РР, где

ПС -полная себестоимость;

ПЗ- производственные затраты;

РР- расходы на реализацию.

Для каждого вида предприятия цена изготовления будет отличаться, но есть факторы которые влияют на результат практически всегда:

  • Аренда и коммунальные платежи.
  • Покупка материалов.
  • Зарплаты сотрудников (в том числе себе).
  • Налоги и оплаты по кредитам.
  • Амортизация (расходы на содержание ваших зданий, оборудования, автомобилей и др).

Так же и с реализацией:

  • Хранение.
  • Реклама.
  • Доставка.

Если правильно разобраться с понятием себестоимости и всеми влияющими факторами то нетрудно понять и зачем это нужно:

  • Вычислить окупаемость предприятия.
  • Грамотно установить цену на свой товар.
  • Оценить эффективность всех сфер производства.

Так же исходя из формулы можно понять как влиять на каждую переменную и делать статью расходов менее внушительной:

  • Уменьшать цену материалов (альтернативные поставщики, оптовые закупки).
  • Оптимизация количества сотрудников (обучение, повышение производительности).
  • Снижение затрат на рекламу (вычисление целевой клиентуры, а следовательно и методов эффективной рекламы).

Следует отметить что кроме полной себестоимости есть такое понятие как себестоимость за единицу товара. И понятие их отличия также поможет на старте и в дальнейшей работе.

СЕ=ПС/Х, где

СЕ — себестоимость за единицу;

ПС — полная себестоимость всего производства;

Х — количество произведенных товаров (услуг);

Из формулы видно что чем большее число товаров производиться, тем меньше получается на выходе себестоимость каждого из них. Получается так потому что расходы на рекламу, коммунальные платежи, а зачастую и хранение, и доставку, и многое другое одинаковы для разного количества товаров. Именно поэтому любое предприятие старается максимально увеличить объем и разновидность выпускаемой продукции.

Примеры

Рассмотрим два примера для наглядности.

Изготовление и доставка еды (без кафе).

ПС= затраты на продукты+амортизация оборудования+транспортные издержки+реклама+зарплата+налоги+аренда.

Как мы можем повлиять на себестоимость:

  • Покупать более дешевые продукты (снизиться качество, а значит потеря клиентов и снижение цены).
  • Снизить зарплату (лучше платить больше повару, который потом уберется, чем зарплату повару и уборщице).
  • Выбрать дешевое, не проходное место для аренды (мы не кафе, мы держимся на доставке).
  • Подобрать более экономичный и недорогой в обслуживании автомобиль.

А если вспомнить формулу расчета на единицу продукции то становится ясно, что увеличив число доставок в 1 место, мы уменьшим затраты на единицу за счет снижения транспортных расходов.Значит имеет смысл рекламы в офисах. Или же увеличив ассортимент предлагаемой продукции, тратя на аренду и рекламу одинаковую сумму.

Авторемонтная мастерская

Тут места для маневров ещё больше.

ПС=стоимость материалов+аренда+коммунальные+зарплата+реклама+амортизация.

Снижение себестоимости:

  • Закупка расходных материалов по оптовым ценам (масла, фильтры и пр.).
  • Более современное, менее энергоемкое оборудование.
  • Обучение персонала.
  • Уменьшение затрат на рекламу (сайты нам не нужны, а вот за небольшую скидку наклеивать наклейки с нашим логотипом на машины клиентов можно).

и так далее.

Эти два примера показывают, что после вычисления всех корректирующих показателей себестоимости, несложно понять на какой из факторов можно повлиять для уменьшения затрат на производство, что впоследствии скажется на окупаемости.

Коротко

Показать все новости

Похожие новости