Последние пять лет археологи исследовали серию наскальных рисунков в долине Лимари в северо-центральной части Чили. Эксперты говорят, что обнаружить следы визуального языка, используемого жителями района, было трудно: изображения ухудшались, и их нельзя было идентифицировать невооруженным взглядом. Но с помощью цифровых технологий, включая камеры высокого разрешения и специальное программное обеспечение, исследователи смогли обнаружить изображения, практически стертые от времени и эрозии.
Команда чилийских археологов и антропологов обнаружила более 150 наскальных рисунков. Вероятно, они были созданы охотниками-собирателями, проживавшими в период между 2000 и 500 годами до н.э. в районе Кокимбо, расположенном к югу от пустыни Атакама, в 400 км от чилийской столицы Сантьяго.
Во время исследования были сделаны фотографии целевых пород, а полученные изображения были проанализированы с помощью программного обеспечения DStretch, которое определяет цвета и узоры, трудноразличимые невооруженным взглядом. «Эта программа использует алгоритмы, рассчитанные на работу с наскальной живописью», - сообщил руководитель исследования Андрес Тронкозо, археолог из университета Чили.
«Эти новые технологии позволяют нам объяснить представления древних народов, которые были плохо изучены из-за плохой сохранности рисунков», - говорит Марсела Сепульведа, археолог из университета Тарапака.
Недавно обнаруженные рисунки в основном состоят из линий, кругов и квадратов различных цветов. Считается, что пигменты были получены из местных минералов в сочетании с животным жиром. Остается неясным, какие инструменты использовались для создания этого наскального искусства. По словам Тронкозо, древние художники могли использовать кисти или орудовать просто пальцами. Относительно цветов ученые уверены больше: красный цвет был сделан с помощью гематита, зеленый – меди, желтый – гетита, черный – угля.
«Нам повезло, что для получения черного цвета использовался уголь», - говорит Тронкозо. Это позволило исследователям провести более точный радиоуглеродный анализ изображений. «Существует очень мало точных дат для наскальной живописи по всему миру», - добавил археолог, подчеркивая важность открытия.
Результаты исследования, опубликованные в Journal of Anthropological Archaeology, показывают, что рисунки принадлежат разным группам доиспанского населения Лимари. При этом четко выделяется две группы: люди прибрежной зоны и жители гор. Если сюжеты у обеих групп населения Лимари схожи, то цвета и дизайн разные. Те, кто жил в горах, использовал большее количество цветов, а вот жителям побережья присуще использование параллельных линий. Это свидетельствует о том, что наскальная живопись помогала сформулировать чувство идентичности и принадлежности к общине. «В конечном счете, все сводится к маркировке своей и чужой территории», - сообщает Тронкозо.
Археолог Маркос Бискуповик с археологического музея Ла-Серена, согласен с Тронкозо. Он считает, что изображения могли быть признаками социальной идентичности. Необходимость пометить территорию, возможно, возникала из социальных преобразований, таких как рост численности населения.
Тронкозо считает, что дальнейшее исследование наскальной живописи поможет лучше понять общественно-политическую реальность охотников-собирателей.
«Это исследование позволило нам лучше понять известные ранее фрагменты информации и открыть для себя нечто новое, ранее неизведанное», - говорит Сепульведа.