Коммерческий директор ООО «Проектно-производственная Компания «Практика», эксперт в области производства ревизионных люков Михаил Астахов о производстве в стране, где большинство только торгует.
- Михаил, вы член Московского Союза художников. У вас чёрные пояса по двум видам боевых искусств. Вы могли бы сделать спортивную карьеру или посвятить жизнь чистому творчеству, запереться в «башне из слоновой кости». Что сподвигло вас заняться бизнесом?
- Я чувствовал, что мне чего-то не хватает в жизни. Хотелось заняться серьезным мужским делом. Поэтому, когда мне предложили работу в компании «Практика», я долго не раздумывал, ведь это предприятие не просто покупает и перепродает. «Практика» разрабатывает, патентует и производит товар, нужный в каждом доме. Производить что-то в стране, где большинство только торгует – это мужское занятие.
- Вас сразу пригласили на должность коммерческого директора?
- Нет, этому посту предшествовало постепенное развитие, аккумуляция опыта. Сначала я долгое время занимался в компании рекламой и интернет-проектами. Постепенно круг моих обязанностей расширился, мне стали доверять всё более серьёзные задачи.
- Легко ли было творческому человеку влиться в бизнес-струю?
- Чтобы разобраться в деятельности компании, пришлось много учиться. Я посещал курсы продаж, управления, переговоров. Перечитал горы литературы по маркетингу, рекламе, тайм-менеджменту, коммуникациям. Не хочу говорить, что перфекционист, однако каждое дело стремлюсь сделать максимально хорошо. Также важно, что здесь есть место развитию и вдохновению. Для меня работа – это не тяжелый, мучительный труд, а творческий процесс.
- Как вы подходите к поиску заказчиков?
- Источников потенциальных клиентов много, надо только с ними работать. Сейчас наиболее перспективные – это поиск клиентов через интернет, участие в конгрессах и форумах DIY, и конечно, работа на профильных выставках, таких, как МосБилд, АкваТерм, "Отечественные Строительные Материалы".
- Оценивая свою работу в «Практике», можете ли вы выделить конкретные достижения? Вы чувствуете себя нужным человеком?
- Да. Мы открыли ещё один канал продаж – интернет-магазин. Вышли на рынки Казахстана, Киргизии и Беларуси. И, пожалуй, самое важное: несмотря на кризис, мы не потеряли в объемах продаж, и наблюдаем сейчас уверенный рост. И во всём этом есть мой вклад.
- Ну а провалы – только честно – были?
- Я воспринимаю бизнес, как механизм. И свою задачу я вижу в том, чтобы этот механизм работал равномерно и без сбоев. Для этого надо следить за отдельными узлами механизма, проводить техническое обслуживание. Думаю, именно такой подход позволил мне избежать грандиозных провалов. А небольшие проблемы бывают в любом деле, но они решаемы.
- Неужели не бывает моментов, когда вас покидает вдохновение и вы теряете веру в себя, в свой бизнес?
- Бывает… Но это временная потеря вдохновения, веры в себя я не теряю.
- В такие моменты не возникает желания все бросить к «чёртовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
- Интерес к новым горизонтам у меня есть – но это желание не бросить всё, а начать параллельный проект.
- Если бы вас спросил новичок в бизнесе, как добиться успеха, что бы вы ему посоветовали?
- Трудно давать один универсальный совет для всех, но пусть будет такой: не ищите причины - ищите возможности. Составьте план, чего и как вы хотите добиться, и все свои действия оценивайте, исходя из этого плана.
- Вы производите впечатление человека, любящего свою работу. Это так?
- Мне видится, что если человек не любит свою работу, ему не стоит ею заниматься. Представьте, что вы приходите на работу, еле дожидаетесь, когда закончится рабочий день, всю неделю ждете пятницы, живете от отпуска до отпуска… Это же ужас!
- И всё-таки в любой работе есть плюсы и минусы. Какие же они у коммерческого директора?
- Я могу что-то сделать лучше: отладить работу отдела продаж, найти способ ещё больше минимизировать затраты, сделать так, чтобы клиент шёл к нам, а не к конкуренту. Это здорово. А минусы – это плата за плюсы: совершенно не остается свободного времени.
- А если всё же немножко остаётся, как вы его используете?
- Если успеваю, хожу в спортзал. Раз в неделю выбираюсь в клуб аргентинского танго потанцевать. В эти выходные был на джазовых сезонах в Горках Ленинских. В сентябре хочу взять машину и покататься по Испании. Читаю – любимая книга «Незримые города» Итало Кальвино.
- У вас есть свой девиз, под которым вы работаете, живёте?
- Да, у меня есть два слова, которые я могу считать девизом, это «свобода и выбор».
- И, конечно же, у вас намечены планы на будущее…
- Конечно. Планы интересные: в первую очередь это экспансия – Латвия, Эстония. Польша… И дальше ареал распространения люков «Практика» становится все больше и больше. – (Михаил Астахов задорно улыбается). – Глобальная цель же одна: объяснить нашим потенциальным покупателям, что «если люки, то Практика!»