Первым критерием художника – с нашей точки зрения – является не «что ты видишь», а «как ты видишь». Такая точка зрения поясняет многие нестыковки между гранями искусства, между банальностью и гениальностью, между великим и смешным. И здесь, мы снова возвращаемся к концептуальности творчества, поскольку сложно отрицать наличие замысла – идеи – у художника, вне зависимости от формы приложения его творчества: будь то театр, кинематограф или живопись.
Евгений Гегузин/ Evgeny Gegouzin/ Fish P/ 2016/ 100x100 cm
Позиция эта, зачастую, вступает в противоречие с распространенной оценкой творчества - именно со стороны зрительской массы, которая достаточно инертна ментально и оценивает искусство на основе устоявшихся образцов и картинок своего жизненного опыта. Идея творчества не только может быть непонятна, она может быть даже враждебна такому опыту, что служит поводом к отрицанию или игнорированию самого творчества. Концептуальность идеи подменяется популярностью автора, которая и становится мерилом признания.
Евгений Гегузин/ Evgeny Gegouzin/ Old Line. Jerusalem/ 2019/ 205x205 cm
Если сопоставить эти заключения с процессом непрерывного снижения IQ массы зрителей и экспертов, отчетливой фрагментацией зрительской массы, то придется признать, что тенденции деградации визуального искусства, по крайней мере в его современном формате, носят перманентный характер и плачевное состояние современной, в том числе и российской, живописи есть следствие объективных процессов в экономике и социологии.
Евгений Гегузин/ Evgeny Gegouzin/ Modern Line. Berlin/ 2020/205x205 cm
Снижение пассионарности творческого индивидуума идет параллельно процессу разложения общественных институтов и примитивизации вкусов, поэтому сложно ожидать в современном мире появления каких-то новых позиций - в искусстве, в частности. В искусстве мало что осталось от Темных Веков, в которые вновь скатывается человеческая культура в своем круговом движении. Что вовсе не приговор, но констатация текущего положения вещей – с точки зрения общечеловеческого анализа событий.
Евгений Гегузин/ Evgeny Gegouzin/ Mask/ 2020/ 100x100 cm
Это лишь общий обзор ситуации, однако он не в состоянии учесть все нюансы. Не случайно говорится, что «человек предполагает, а Бог располагает» и реальные пути развития могут сильно отличаться от предсказанных. И, равным образом, может оказаться, что позиции концептуального символизма в изобразительном искусстве - не то чтобы являются единственно правильными – но имеют полное право на существование в нашем постконцептуальном мире.
Дополнительная информация на сайте www.newlinearte.com