Сделать лучше образовательные результаты учеников школ, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях, – задача одного из проектов Института образования НИУ «Высшая школа экономики», который реализуется с 2016 года. До недавнего времени таким школам в региональных системах образования уделялось мало внимания, ведь они не могут похвастаться учителями высокой квалификации – участниками профессиональных конкурсов, учениками – победителями предметных олимпиад; да и школьных лабораторий, спортзалов и бассейнов, оборудованных по последнему слову техники, в них, как правило, тоже нет. Почему? Огромную роль здесь играет место расположения школы (сельская местность или городские окраины, промышленные депрессивные районы) и контингент учащихся (большая доля детей из социально-неблагополучных семей).
Как же помогает таким школам Центр социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ? Во-первых, основываясь на изучении лучших мировых систем образования, эксперты открывают перед коллективом таких школ новое понимание эффективности, когда школа помогает добиваться хороших результатов всем без исключения учащимся, независимо от их социального статуса, помогают развивать учебную мотивацию, эффективно работать с детьми, плохо владеющими русским языком, испытывающими проблемы в обучении, имеющими пропуски занятий.
Во-вторых, в Центре создали единую межрегиональную сеть, в которой происходит постоянный обмен опытом и распространение лучших технологий обучения и воспитания. В межрегиональной сети представлены школы, муниципальные методические службы и органы управления образованием, региональные учреждения дополнительного профессионального образования. На сегодняшний день сеть включает уже более двадцати регионов, которые находятся в постоянном контакте как с сотрудниками Центра, так и между собой. «Мы постоянно получаем предложения субъектов РФ о присоединении к сети и в 2018 году прогнозируем ее значительное расширение за счет присоединения регионов – получателей федеральной субсидии на поддержку школ в сложных условиях», – добавляет научный руководитель Института образования ВШЭ Фрумин Исак Давидович.
«Мы помогаем регионам провести идентификацию школ, найти те, которые не могут справиться с проблемами низких результатов самостоятельно и нуждаются во внешней поддержке. Выявляем мы и школы, которые самостоятельно справляются с проблемами неблагоприятного внешнего окружения и сложным контингентом. Такие школы мы называем резильентными, они – носители уникального опыта, который может и должен быть использован неэффективными школами», – заявляет Косарецкий Сергей Геннадьевич, руководитель Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ. Также Центром проводятся обучающие семинары для специалистов, издано учебно-методическое пособие для учителей «Я – эффективный учитель!» с описанием современных технологий и инструментов обучения детей с риском образовательной неуспешности, разработан комплект нормативных и методических документов. Специалистами Центра подготовлены описания более 40 региональных, муниципальных и школьных проектов повышения школьной эффективности.
Об этой и других новостях Института образования НИУ ВШЭ можно подробнее узнать на сайте Института. Там же представлены материалы семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», на котором еженедельно обсуждаются самые актуальные, острые, порою – скандальные вопросы развития образования (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Видео прошедших семинаров – на официальном канале Института на видеохостинге Ютуб.