Ученые исследуют легенду о распятии Христа и все чаще приходят к выводу о том, что Иисус мог быть не прибит к кресту гвоздями, а привязан к нему.
Мериди Уоррен, исследователь Библии в Университете Шеффилда, рассказывает, что в самих книгах – Библии и Евангелиях – информация о распятии Христа дается противоречиво. По его информации, ни в одном из Евангелий четко не упоминается, был ли Иисус прибит гвоздями или привязан к кресту. Евангелие от Иоанна сообщает о ранах на руках воскресшего Иисуса. Именно этот отрывок, возможно, привел к тому, что версия о его прибитии к кресту стала доминирующей. Евангелие от Петра - неканоническое Евангелие – говорит, что после смерти Иисуса из его рук удалили некие гвозди. Некоторые ранние Евангелия, такие, как Евангелие от Фомы, не включают в себя детальный рассказ о распятии Иисуса, вместо этого книги сосредотачиваются на его учении.
Распятие было римским методом наказания. Подвешенный на большом кресте медленно умирал от удушья или истощения. Казнь происходила публично с целью унизить рабов и преступников. Как правило, такой способ казни использовался для лиц с очень низким социальным статусом либо для государственных преступников. Удивительно, говорят ученые, что новообращенным христианам удалось вообще преодолеть презрение к Иисусу, ведь он был казнен столь плебейским образом, что это должно было вызвать отторжение к нему, хотя бы на подсознательном уровне. Кстати, римский император Константин прекратил использовать казни с помощью распятия, якобы, из уважения к Иисусу.
При этом римляне далеко не всегда прибивали жертв к крестам, гораздо чаще привязывали. Единственное археологическое свидетельство распятия – это найденные в ходе раскопок кости из гробницы человека по имени Иоханан, казненного методом прибивания к кресту.
За последние несколько лет находилось несколько исследователей, которые якобы обнаруживали те самые гвозди, с помощью которых был распят Иисус. Однако древнейшие граффити и артефакты говорят об обратном. В частности, самая древняя христианская карикатура Граффито Алексаменоса (или «богохульное граффити»), на которых фигура Христа явно привязана к кресту. Аналогичное изображение украшает несколько колец-артефактов, на которых изображение распятого выбито на камне или металле.
Ученые считают, что фиксация на гвоздях, особенно в современных кинофильмах (в «Страстях Христовых» Иисуса весьма натуралистично в течение нескольких минут прибивают к кресту), сделана специально ради спецэффекта и сгущения красок. Но в книгах о жизни Христа эта деталь до сих пор не выяснена.