Скопление большого количества людей представляет собой потенциальную опасность террористического акта и нарушений общественного порядка. Для снижения рисков организаторы события должны создать условия для максимального контроля над территорией, защитить периметр от несанкционированного проникновения транспортных средств и подозрительных посетителей.
Особенности массового скопления людей
Опасность заключается не только в террористическом акте, аварии, поражающих факторах другого характера. Непредсказуемость реакций на внешнюю угрозу, например, автомобиль, направленный на толпу, и спровоцированные панические настроения могут усугубить трагедию. Даже при отсутствии внешней причины существует вероятность пострадать в результате действий толпы. При подобных обстоятельствах люди подвержены единой спонтанной силе, противостоять которой невозможно.
Основные правила поведения в местах скопления людей
Посетителям массовых мероприятий следует помнить, что центр толпы, места с расположенными рядом конструкциями, мусорными баками, стеклянными витринами, заборами – наиболее опасные локации. При возникновении волнений следует снять одежду или аксессуары, которые могут препятствовать дыханию, важно удержаться на ногах под давлением окружающих, не наклоняться, не поднимать упавшие предметы. Руки рекомендуют держать на уровне грудной клетки, защищая ребра от давления.
Организационные вопросы
При подготовке к массовым мероприятиям организаторы должны обеспечить видеонаблюдение за периметром, пожарную безопасность объекта, установить систему сигнализации, продумать план эвакуации посетителей, предоставить доступ к пунктам оказания срочной медицинской помощи. Задействуются специальные службы для быстрого реагирования на чрезвычайные обстоятельства, а также для проверки лиц, вызывающих подозрение. На входе осуществляется радиационный контроль, применяются металлообнаружители. Современные программы защиты мест проведения масштабных массовых мероприятий предусматривают защиту от угрозы с воздуха. Паркинг по периметру должен быть ограничен столбами безопасности, а транспорт (даже с правом проезда) должен досматриваться.
Защита въезда
Так как террористы часто используют транспортные средства в качестве оружия, направляя его на скопление людей, важно предупредить въезд транспорта на пешеходную зону и таранный прорыв к объекту. Для ограничения доступа используются специальные инженерные сооружения, среди которых:
- Дорожные заградительные устройства (например, представленные у компании ООО «ПроминвестГрупп» – https://promgroup.ru/catalog/dorozhno-zagraditelnye-ustanovki-i-blokirotory/). Монтируются в дорожное покрытие, преграждая проезд силовым срезающим ножом из прочного металла, который поднимается и опускается по команде оператора за несколько секунд. Выдерживает максимальную энергию удара тяжелой техники.
- Автоматические блокирующие установки. Установленные в дорожное полотно устройства. В пассивном состоянии не формируют выступы на дороге. Если нарушается порядок проезда, автоматически поднимается щит, способный остановить автомобиль массой около 6 тонн на скорости около 45 км/ч.
- Шлагбаумы. Представляет собой стойки с балкой, которая перемещается горизонтально и вертикально. Защитный контур установки выдерживает большие нагрузки. Несмотря на подвижность, балка способна остановить транспортное средство массой около 20 т, движущееся со скоростью 53 км/ч.
- Откатные ворота. Удобная прочная защита проезда от несанкционированного проникновения на территорию транспортных средств и проникновение подозрительных агрессивных групп на территорию. Могут быть глухие и решетчатые без изменения показателя удерживаемой энергии удара.
Безопасность мест массового пребывания людей должна обеспечиваться комплексно на основании предварительно проведенного анализа уязвимости территории. Современное оборудование и инновационные технологии позволяют предупредить, распознать и не допустить реализацию угроз разного характера.